Вы здесь: Главная arrow Разработки arrow ПТК ПРО
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
Предупреждения об ограничении скорости движения поездов

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

о программно-техническом комплексе

«Предупреждения об ограничении скорости движения поездов»

(ПТК ПРО)

 

1. Функциональный состав:

- полный электронный документооборот в исполнении технологических процессов выдачи и отмены предупреждений;

- отчетно-аналитическая система по предупреждениям;

- автоматизированное ведение приказа начальника дороги о станциях выдачи предупреждений;

- технико-экономическая оценка предупреждений;

- интеграция с внешними системами;

- система централизованного контроля и управления.

 

2. Полнота реализуемых функций:

2.1. Электронный документооборот:

- автоматизация процессов оформления заявок в структурированной форме, ведение единой дорожной базы данных действующих предупреждений и архива;

- параллельное автоматическое формирование и передача телеграмм от заявителей;

- автоматическая выдача предупреждений в форме ДУ-61 локомотивным бригадам.

Весь документооборот реализован в полном соответствии с «Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ», утвержденной 16.10.2000 г. № ЦД-790 и полностью поддерживает следующие технологии, принятые ОАО «РЖД»:

- технологию документооборота в технологических процессах выдачи и отмены временных предупреждений об ограничении скорости движения поездов;

- технологию формирования приказа начальника дороги «Об определении перечня станций и порядка выдачи временных предупреждений на поезда»;

- технологию документооборота в технологических процессах выдачи и отмены длительных предупреждений об ограничении скорости движения поездов с уведомлением локомотивных депо и локомотивных бригад об установлении длительных предупреждений об ограничении скорости движения поездов;

- технологию ретроспективного анализа неисправностей инфраструктуры и оценки уровня надёжности и безопасности;

- технологию технико-экономической оценки влияния предупреждений на показатели поездной работы и эксплуатационные расходы на тягу поездов при соблюдении условий безопасности движения;

- технологию формирования форм к селекторным совещаниям по разбору технического состояния инфраструктуры (в том числе в аппарате РБ);

- технологию формирования статистической отчётности о техническом состоянии инфраструктуры с отменой сбора данных с дистанций и отделений дороги.

 

2.2. Отчетно-аналитическая система:

- около 30 статистических выходных форм по предупреждениям в разрезе диспетчерских участков, дистанций, отделений и дороги в целом;

- предоставление гибкого доступа к базе данных предупреждений для получения и анализа характеристик опасных мест на всем полигоне дороги, в том числе, обеспечение режима "погружения" с переходом от обобщённых статистических данных к данным пониженной степени интеграции, вплоть до первичных документов;

- возможность анализа влияния предупреждений на перевозочный процесс и экономические показатели (всего 7 различных аспектов) на любом произвольно сформированном полигоне с использование графического интерфейса;

- оперативный учёт и анализ дефектов с использованием специального классификатора, разработанного на основании анализа почти 70 000 заявок.

На всей дороге отменено ручное составление отчёта ПО-28 и справки начальнику дороги.

 

2.3. Технико-экономическая оценка:

- расчёт снижения скорости движения поездов в связи с действием предупреждений;

- расчёт потерь пропускной способности участков в связи с действием предупреждений;

- расчёт расхода электроэнергии и топлива при разгоне поездов после прохождения опасных мест;

- расчёт эксплуатационных расходов, связанных с сверхнормативным содержанием на рейсе локомотивов, вагонов, локомотивных бригад;

- расчёт износа тормозных колодок локомотивов и вагонов при подходе поезда к опасному месту;

- выявление предупреждений, вызывающих максимальные эксплуатационные расходы в поездной работе и потери пропускной способности (барьерных мест).

В основе технико-экономической оценки лежит методика ВНИИЖТ.

 

2.4. Интеграция с внешними системами:

- информационный портал для обмена информацией с системами ЦНСИ, АСУ «Путь», АС ТРА и получения данных об описании объектов инфраструктуры;

- АСОУП - получение данных о грузовых и пассажирских поездах для технико-экономической оценки, трансляция запросов и бланков ДУ-61 между универсальными терминалами АСОУП и ПТК ПРО;

- ГИД-Урал - предоставление данных о предупреждениях поездным диспетчерам с предоставлением на графике;

- ГИД-Урал - предоставление расчетных перегонных времен хода поездов для построения графика (в разработке*);

- АИСС МЖА - получение данных о пригородных поездах для технико-экономической оценки (в разработке*);

- система локомотивной безопасности - автоматический ввод данных о предупреждениях на картридж (в разработке*);

- бортовые системы путеизмерителей и вагонов-дефектоскопов - получение данных о характеристиках верхнего строения пути (в разработке*);

- АРМ расшифровки скоростемерных лент - автоматический ввод предупреждений (в разработке*).

 

2.5. Система централизованного контроля и управления:

- непрерывный мониторинг работоспособности серверов и АРМ;

- непрерывный контроль правильности исполнения технологических процессов электронного документооборота;

- учет количества введенных заявок, распечатанных бланков предупреждений, несвоевременно отмененных предупреждений;

- анализ производительности системы

и др.

 

3. Архитектура.

Техническая архитектура трехуровневая:

- верхний уровень - серверы базы данных предупреждений и приложений, обслуживающих АРМ;

- средний уровень - корпоративная информационно-вычислительная сеть дороги;

- нижний уровень - АРМ ПТК ПРО, включающий:

- АРМ ППЗ - для пунктов подготовки заявок на предупреждения (ПЧ, ШЧ, ЭЧ);

- АРМ ПВП - для пунктов выдачи предупреждений (ДСП, ДСПП станций выдачи предупреждений) и специальная версия для ДНЦ;

- «АРМ - Руководителя» - для начальника дороги, его заместителей и руководителей дистанций, отделений и служб дороги;

- АРМ ТЭО - для проведения технико-экономической оценки в службах Д, П, НЧ, НН.

4. Объёмы внедрения на Московской дороге.

Система введена в постоянную эксплуатацию актом № НГ-178 от 01.09.2006 г. По состоянию на 01.01.2008 г.:

- в ПТК ПРО ежесуточно, в реальном времени, поступает до 2 тысяч заявок на предупреждения (в среднем в сутки, 1800), оформляемые 36 ПЧ, 19 ШЧ, а также ЭЧ;

- в объёме всей дороги и прилегающих участков соседних дорог ведется база данных и архив предупреждений;

- в производственном режиме на 200 станциях (220 АРМ) ежесуточно локомотивным бригадам выдается более 13000 бланков предупреждений формы ДУ-61 (кроме того, АРМ для выдачи предупреждений из ПТК ПРО установлен на прилегающих участках соседних дорог);

- на всех 46 диспетчерских кругах используются данные о предупреждениях, выдаваемые из ПТК ПРО, в т.ч. через ГИД УРАЛ;

- отчетно-аналитическая система в объеме всей дороги обслуживает руководителей дороги, служб и линейных предприятий дороги - 250 пользователей;

- технико-экономическая оценка в объеме всей дороги выполняется службами НН, НЧ, Д и П.

5. Показатели технико-экономической эффективности

За счёт выявления предупреждений, приводящих к максимальным издержкам в эксплуатационных расходах и своевременного их устранения, достигается:

- сокращение эксплуатационных расходов на тягу поездов (расход электроэнергии и топлива, износ тормозных колодок);

- улучшение показателей поездной работы (повышение участковой скорости и, как следствие, сокращение содержания на рейсе локомотивов, вагонов и локомотивных бригад).

За счет автоматизации процессов оформления заявок и выдачи бланков предупреждений, ведения журналов учета, автоматического обмена информацией между системами, достигается:

- повышение производительности труда производственного персонала;

- сокращение трудозатрат в каждом ПЧ на 1,5÷2 ч. в день на ведение документации и около 1 ч. на доставку телеграмм за счет непосредственной передачи телеграмм-заявок из АРМ ППЗ на телеграф;

- сокращение трудозатрат на станциях по выдачи предупреждений на 1÷2 ч. в день;

- сокращение трудозатрат в локомотивных депо.

В отличие от ряда систем аналогичного назначения, используемых на других дорогах, система не требует наличия специального контингента, задействованного в процессе сбора и обработки заявок, а также в процессе выдачи ДУ-61, который может достигать 35-40 человек для альтернативных систем при объёме работ в несколько раз меньшем, чем на Московской дороге.

В целом эффективность рационализации документооборота оценивается (на основе хронометража) высвобождением на дороге трудозатрат в объёме около 250,0 тыс. чел/часов в год.

За счет жесткого контроля соблюдения требований нормативных документов по оформлению заявок на выдачу и отмену предупреждений, и по оформлению бланка ДУ-61, высокого качества печати бланков ДУ-61, снижению времени доставки информации об аварийных местах на станции выдачи предупреждений (с 3÷5 часов до нескольких секунд) достигается:

- повышение уровня безопасности движения поездов.

За счет того, что отчетная система строится на машинной обработке документов-первоисточников, а не на отчетах линейных предприятий, составляемых вручную, как, например, это реализовано в действующей на сети системе учета предупреждений для ЦУП ОАО «РЖД», достигается:

- высокая достоверность отчетных данных.

Указанием НР-3691 от 29.01.2008 г. установлен новый порядок выдачи длительных предупреждений, оформленных приказами СК, в соответствии с которым эти предупреждения включаются в бланк ДУ-61 на весь период их действия. Создана база данных длительных предупреждений, выданных по приказам СК.

Утверждена методика автоматизированной разработки отчёта
«О работе службы пути» ф. ПО-28 определяющая порядок отнесения предупреждений по видам работ и неисправностей, а также по длительности действия. В соответствии с методикой разработано программное обеспечение, позволяющее отменить ручное составление этого отчета, как в дистанциях, так и в службе пути. На основании данных отчёта ПО-28 автоматически формируются справки и диаграммы для включения в еженедельный доклад начальнику дороги.

Разработана программа автоматизированного формирования данных по предупреждениям для предоставления в ОАО «РЖД». Отмена ручного составления отчётности и переход на электронный отчёт ПО-28 обеспечивает абсолютную точность отчётности, полное совпадение информации, используемой службой пути и службой перевозок.

Интересно отметить, что в момент перехода на электронную отчётность, отчётные данные, составляемые вручную, отличались от электронных в 2÷3 раза. В первый период эксплуатации электронной отчётности показатели работы путейского хозяйства резко ухудшились. С другой стороны, объективное отражение ситуации и меры, принятые руководством службы пути и дороги, позволили радикально улучшить положение дел.

По предварительным экспертным оценкам эффективность внедрения ПТК ПРО составляет порядка 60 млн. рублей в год при сроке окупаемости - 11 месяцев (без учёта рационализации управления поездопотоками и инвестициями на содержание инфраструктуры).

Эффективность ПТК ПРО будет значительно выше, если система будет эксплуатироваться соседними дорогами, что позволит сократить трудоемкость выдачи предупреждений на тяговых плечах, обслуживающих участки соседних дорог; проводить технико-экономическую оценку предупреждений на развернутых сетевых направлениях.

Положительная оценка ПТК ПРО дана Московской дорогой и ЦТех. В официальном заключении ВНИИЖТ, подготовленном по поручению ЦТех, система признана наиболее функционально полной, отработанной и наиболее предпочтительной для тиража на сети.

 



* Примечание. Разработки ведутся ЗАО "Магистраль" в инициативном порядке.

 

 

 

 


Данная категория не содержит объектов.