Что такое инклюзивный класс

 

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития. нет ничего более важного, никакой другой мисс. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития. нет ничего более важного, никакой другой мисс

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

  1. Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.
  2. Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.
  3. Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
  4. Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»). Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.
  5. Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
  6. Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
  7. Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе. Первая задача школ, внедряющих ИО – обеспечить разностороннюю и полноценную подготовку педагогического коллектива.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

  • «Об образовании в РФ»;
  •  «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  •  Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Законодательные ресурсы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  5. Конвенция ООН о правах ребенка

Инклюзивные сообщества:

  1. Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  2. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  1. он достаточно гибок,
  2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  3. он уважает индивидуальные различия
  4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Важные составляющие инклюзии:

  1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  2. Всесторонне планируйте инклюзию
  3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  4. Включайте родителей
  5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Правила инклюзивной школы:

  1. Все ученики равны в школьном сообществе
  2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  4. Планируется и проводится эффективное обучение
  5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  7. Семьи активно участвуют в жизни школы
  8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

Фото 1

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  6. Составлена с целью повышения успешности ученика

Неверные представления об инклюзии:

  1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  3. Фокусирование не на целях, а на действиях
  4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Результаты инклюзии:

  1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  7. Существуют процедуры оценки эффективности

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

В 2019 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • %D0%BF.

Существующие барьеры:

  1. Архитектурная недоступность школ
  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивные школы:

  • имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
  • имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
  • используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

  • представление информации для поддержки понимания;
  • представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
  • стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Как оформить ребенка инклюзивный класс

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

  • задуматься о ИО необходимо заранее (приблизительно за год);
  • родители выбирают ООШ удобную как для ребенка, так и для себя;
  • оформление письменного обращения в МУО (местное управление образованием) с просьбой предоставления вашему ребенку права обучения в классе с инклюзивным направлением обучения;
  • ожидание ответа (важно: заключение ПМПК – это только совет, только родители имеют право выбирать для своего ребенка форму обучения);
  • в апреле родители должны прийти в выбранное учебное заведение и оформить письменное заявление на имя директора, с просьбой принять вашего ребенка в класс с инклюзией.

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-shkole/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий