Жестокое обращение с детьми что это такое

 

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка. Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребёнка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия:  половой акт; телесный контакт с половыми органами ребёнка; введение различных предметов во влагалище или анус ребёнка; мастурбация; демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку; демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребёнка; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; принуждение ребёнка к раздеванию в присутствии других лиц; игры сексуального характера; изготовление порнографических изображений ребёнка; подавление нормальных сексуальных интересов ребёнка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребёнка; разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребёнка; детская проституция; детский сексуальный туризм; детская порнография; трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Формы психологического насилия:

Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:

  1. враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
  2. высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
  3. превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

  1. помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
  2. оставление его в опасной ситуации;
  3. нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
  4. угроза совершения насилия над самим ребенком;
  5. угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

  • необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
  • необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

  • побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим;
  • формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
  • воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

  • нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
  • взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
  • отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье, причем оно может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери — он нежеланный, лишний, уже нелюбимый. феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности. Исследователь феномена материнской депривации Дж. Боулби ввел термин «патогенное родительское воспитание», определяя его как ключевой этиологический фактор многих невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем. как отмечает Е.Т. Соколова, «до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь «острой» трактовки. Сегодня, в свете накопленного опыта психотерапевтической работы, их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие».

В качестве примера патогенного родительского воспитания можно привести семьи, в которых эмоциональная депривация детей имеет форму игнорирования, то есть со стороны родителей отсутствуют проявления любви и привязанности, дети лишены эмоциональной стимуляции, с ними мало общаются, никто не интересуется их школьными успехами, друзьями, наконец, их безопасностью. Такой принцип воспитания часто передается из поколения в поколение, как показывает опыт общения с родителями, допускающими психологическое насилие, большинство из них не признают этого. Просто они на своих детях воспроизводят опыт, который получили от собственных родителей, то есть действуют согласно «внутренней рабочей модели поведения». Для детей из таких семей характерна пассивность, «эмоциональная тупость», низкая познавательная активность. По мере взросления в их поведении часто появляется агрессивность, для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов удовольствий». У одного 12-летнего подростка отмечалась сексуальная агрессивность по отношению к своей младшей сводной сестре.

Противоположность эмоциональной депривации — эмоциональный симбиоз, который также является формой психологического насилия и представляет собой чрезмерную взаимозависимость, связанную с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в другом, когда границы Я утрачиваются. У участника симбиотических отношений отсутствует потребность в собственной индивидуальности. Симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между собственным Я и ребенком. Такой тип взаимоотношений порождает импульсивную предельную открытость границ и провоцирует любое вторжение Другого — физическое, сексуальное, психологическое.

Пример из практики. Отношения матери, состоящей в разводе, с 8-летней дочерью характеризовались чрезмерной эмоциональной и физической близостью: девочка не имела собственной кровати, она спала или с матерью, даже когда в постели находился ее сожитель, или с подругой матери. В присутствии девочки мать с подругой обсуждали свои взрослые интимные проблемы, у них было своего рода соревнование за привязанность девочки. Вместе с тем вне поля зрения матери, как незначимые для нее, оставались детские интересы дочери, подружки, с которыми она общалась. В результате ребенок был втянут другой, старшей по возрасту, девочкой в групповые сексуальные отношения со взрослым мужчиной.

Отношения зависимости, достаточно легко переживаемые детьми младшего возраста, приобретают совершенно новое значение для подростка, пытающегося «отделиться» от близких, сохранив при этом их любовь и привязанность. Если эмоциональные отношения, в которые был включен ребенок, осуществлялись по принципу нажима, давления, подчинения, то человек, интериоризировавший тот или иной паттерн «жертвы» в детстве, во взрослом состоянии делается зависимым от других людей — супруга, начальника. Эмоциональный голод в сочетании с виктимной личностной организацией провоцирует неразборчивость, психологическую «всеядность» в контактах и делает поведение потенциальной жертвы провоцирующим агрессора. Такое поведение воспринимается окружающими людьми как испорченность.

Другой вариант — гиперсоциализирующее воспитание характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителя на успехах и достижениях ребенка, причем его реальные психофизические возможности недооцениваются или совсем не учитываются. Ребенок возносится на пьедестал, и если с ним случается какая-то неприятность, например, получает двойки в школе или, не дай Бог, подвергается сексуальному насилию, родители относятся к нему как к испорченной вещи, как к не оправдавшему надежды и чаяния, как к несбывшейся мечте. Такая ноша очень тяжела для ребенка, естественно, что последствия подобного воспитания выливаются в заниженную самооценку, неуспешность, нарушения межличностного общения, виктимное поведение.

Когда ребенок начинает учиться в школе, происходит резкое изменение социальной ситуации развития, изменяется окружение ребенка, требования к поведению, преобразуется его основная деятельность. От того, насколько ребенок сможет ориентироваться в новых условиях, зависит его взаимодействие с учителями, сверстниками, его успеваемость, эмоциональное состояние и в итоге — психологическая безопасность. В настоящее время стали много говорить о насилии в школе, но эта проблема остается малоизученной.

Случаи агрессии в школе по отношению к учащимся со стороны сверстников с трудом поддаются учету. Очень часто администрация школы, где произошел инцидент, предпочитает тихо замять случившееся, переводя ребенка, подвергшегося нападкам сверстников, в другое учебное заведение или на домашнее обучение. Таким образом, пострадавший становится жертвой вдвойне.
Психологическое насилие по отношению к учащимся могут совершать и учителя. С.Д. Дерябо (1997) очень верно определил образовательную среду как «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем как позитивных, так и негативных». Для образовательной среды характерны авторитарный стиль общения учителя с учеником, наличие «полосы отчуждения», то есть возникновения напряжения между ними, отсутствие эмпатии, приоритет корпоративных интересов над интересами учащихся, стремление во что бы то ни стало «защитить честь школы».

Известны случаи и откровенного издевательства над детьми со стороны учителей: так, одна учительница заставила учеников вылизывать языками пол, который они испачкали.

Самым разрушительным как для детей, так и для педагогического состава школы является принцип невмешательства в конфликтные ситуации, в которые попадают их ученики, бездействие при обращении учащегося за помощью.

Психологическое насилие является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего отношения. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Родительское отвержение, как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе, эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. Исследования матерей, которые допускали физическое насилие в отношении своих детей, показали, что большинство из них сами подвергались в детстве со стороны своих родителей угрозам избиения, убийства, изгнания из семьи.

Последствиями словесной грубости родителей, обзывания, негативного сравнения детей со сверстниками часто являются физическая агрессия со стороны детей, делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. Обследования детей и подростков показали, что вербальная агрессия в анамнезе предсказывала неспособность наслаждаться жизнью и дожить до старости по сравнению с другими формами жестокого обращения. Комбинация психологического и физического насилия коррелировала с проблемами самоуважения, сексуального поведения, гневом и агрессией. Исследования влияния вербальной агрессии родителей на самооценку и академическую успеваемость их детей, проведенные в Канаде К. Соломон и Ф. Серрес (Solomon, Serres, 1999), выявили отрицательную коррелятивную связь вербальной родительской агрессии с оценками по французскому языку (объективный показатель) и снижение уровня самооценки (субъективный показатель) у детей, которые подвергались в семье эмоциональному насилию.

Насилие — это прежде всего проявление власти в межличностных отношениях. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью в школьной среде часто происходят как привычное, само собой разумеющееся, неосознанное психологическое воздействие, обусловленное разницей в положении учителя-авторитета и зависимого от него ученика. Пребывание в такой среде может привести к отклонениям в состоянии здоровья и поведении ребенка. Так, исследования школьной тревожности у подростков, посещающих практического психолога, проведенные Д.В. Каширским (2000), показали, что 63% подростков указывали на проблемы страха в отношениях с учителями. Фигура учителя являлась для них травмирующим фактором, способствующим повышению страхов, связанных со школой, а также системой обучения как таковой. По данным В.Е. Кагана (1999), длительное переживание несправедливости приводит к развитию дидактогенного невроза на почве школьных неуспехов, на долю которого, как известно, приходится до 30% всех детских неврозов. Эмоциональное напряжение, испытываемое учащимися, порождает желание ослабить его любыми способами, отсюда — склонность к агрессивному, деструктивному поведению, прогуливание и уходы из школы и из дома.

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Не случайно психологи называют его душегубством.

Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых.

Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях.

Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Источник:

Определение, виды, последствия.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей (abuse): психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Жестокое обращение с детьми: причины, профилактика

Постановка диагноза осуществляется на основе анамнеза медицинского обследования.

Более половины всех докладов Службы защиты детей было сделано специалистами, которым поручено представлять информацию о жестоком обращении (например, педагогами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных кадровых служб, юристами, медицинским персоналом).

Классификация жестокого обращения с детьми

Физическое насилие. Это нанесение физического вреда или участие в действиях, которые создают высокий его риск. Оно включает тряску, падения, удары, укусы и ожоги (например, от прикосновения сигаретой).

Насилие является наиболее распространенной причиной тяжелых травм головы у ребенка, для детей раннего возраста характерны травмы брюшной полости.

Наибольший риск жестокого обращения существует для маленьких детей (преступники знают, что те не могут жаловаться), затем он снижается для младших школьников и вновь возрастает к подростковому возрасту.

Сексуальное насилие. Сексуальное насилие не включает сексуальные игры, в которых дети, близкие по возрасту (с разницей не более 4 лет), подсматривают друг за другом или касаются друг друга в области половых органов без применения силы или принуждения.

Эмоциональное насилие. Эмоциональное насилие – это причинение вреда ребенку с помощью слов или действий.

К нему относятся: наказание ребенка со значительным повышением голоса; отвержение с унижением способностей ребенка, запугивание и терроризирование, эксплуатирование или развращение, а также поощрение девиантного поведения.

К эмоциональному насилию относится и отсутствие ожидаемого ребенком вербального контакта, в ситуации социальной изоляции (например, изоляции ребенка от общения с близкими или со сверстниками).

Небрежность. Небрежность (пренебрежение нуждами) – неспособность взрослого обеспечить или удовлетворить основные физические, эмоциональные потребности ребенка.

Пренебрежение физическими потребностями включает неспособность взрослого обеспечить ребенка питанием, одеждой, жильем, защитить от возможных опасностей.

Пренебрежение эмоциональными потребностями предполагает отсутствие эмоциональной привязанности к ребенку со стороны взрослого, отказ от проявления любви и эмоциональной поддержки.

К пренебрежениям образовательных потребностей относят: отказ родителей от зачисления ребенка в школу, обеспечения им ее посещения или предоставления домашнего обучения в случае необходимости.

Пренебрежение медицинской помощью – это бездействие или отказ взрослого от необходимого лечения ребенка (травм, физических и психических болезней) или профилактической помощи (например, прививок, регулярных стоматологических осмотров).

Культурные факторы. Грубые телесные наказания (например, порка, ожог, ошпаривание) воспринимаются во многих странах как жестокое обращение.

В ситуации более легких физических и психологических травм, полученных ребенком от взрослого, границы между социально приемлемым поведением и насилием зависят от культурной среды.

Вместе с тем определенные элементы культуры (например, уродование женских половых органов) настолько экстремальные, что представляют бесспорное насилие.

Однако некоторые народные средства (например, царапанье кожи монетой, постановка банок, припарки раздражителями) часто вызывают повреждения (например, ушибы, незначительные ожоги), которые могут имитировать повреждения, вызванные насилием. В таких случаях грань между приемлемыми элементами культуры и насилием размыта.

Аналогичным образом, если ребенку не предоставлено необходимое для жизни лечение (например, при диабетическом кетоацидозе) или если дети не получают плановой медицинской помощи, такое поведение считается небрежностью независимо от намерений родителей или опекунов.

Тем не менее в США определенные люди и культурные группы все больше сокращают вакцинацию своих детей, ссылаясь на соображения безопасности или вероисповедания. В таких случаях, если дети здоровы, как правило, нет необходимости выяснять, является ли отказ медицинской небрежностью.

Тем не менее перед лицом болезни отказ от научно и медицински обоснованного лечения часто требует дальнейшего расследования, а иногда и юридического вмешательства.

Причины жестокого обращения с детьми

Насилие. Во многих случаях насилие происходит при потери контроля над эмоциями у родителя или опекуна. Этому способствует несколько факторов. Определенную роль играют личностные особенности и опыт виктимизации самого родителя, склонного к насилию.

Как правило, такие родители испытывают дефицит эмоциональных контактов с близкими, сами были жертвами насилия, что негативно отразилось на их самооценке, личностной зрелости.

Без специальной психологической помощи такие родители склонны к идеализации отношений с ребенком, что приводит к разочарованию в подопечном и потере контроля над эмоциями.

Раздражительные, требовательные или гиперактивные дети могут спровоцировать гнев родителей, как и умственно или физически неполноценные дети, так как они наиболее зависимы от взрослых.

Иногда сильная эмоциональная связь не развивается между родителями и недоношенными или больными младенцами, разлученными с родителями рано в младенчестве, или с биологически неродственными детьми (например, приемными), что повышает риск насилия.

Ситуационный стресс может спровоцировать насилие, в частности когда эмоциональная поддержка родственников, друзей, соседей или коллег недоступна.

Физическое, эмоциональное насилие и небрежность связаны с бедностью и низким социально-экономическим статусом. Тем не менее все виды насилия, включая сексуальное, выявляют во всех социально-экономических группах. Риск сексуального насилия увеличивается для детей, которые имеют несколько опекунов или опекуна с несколькими сексуальными партнерами.

Небрежность. Небрежность обычно возникает в результате сочетания таких факторов, как плохое воспитание, плохие навыки по снятию стресса, неблагоприятные семейные условия и стрессовые жизненные обстоятельства.

Небрежность часто возникает в бедных семьях, испытывающих финансовые и экологические стрессы, особенно если родители также имеют психические расстройства (депрессию или шизофрению), злоупотребляют наркотиками или алкоголем или имеют ограниченные интеллектуальные способности.

Дети в семьях с одним родителем могут подвергаться риску проявления небрежности из-за низкого дохода и меньшего количества доступных ресурсов.

Симптомы и признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие.

  • Повреждения кожи являются общими признаками насилия и могут включать: отпечатки рук или овальные следы от пальцев, вызванные пощечинами или хватанием и тряской;
  • длинные лентовидные синяки, полученные в результате порки ремнем, или узкие дугообразные синяки, вызванные ударами удлинителем; многочисленные небольшие круглые сигаретные ожоги;
  • симметричные ожоги верхних или нижних конечностей или ягодиц, возникшие в результате преднамеренного погружения в горячую жидкость;
  • следы укусов;
  • утолщенную кожу или рубцы в углах рта, вызванные попытками заставить молчать.

Небольшая алопеция с различной длиной волос может быть результатом их выдергивания.

Переломы часто связаны с физическим насилием и включают переломы, длинных трубчатых костей и пальцев у неходячих детей и метафизарные переломы у детей

Источник:

Жестокое обращение с детьми (статья 156 УК РФ). Проблема жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми, к сожалению, в современном мире – это вполне “нормальное” явление. Зачастую такое поведение просто скрывается. Подобного рода поведение наказывается.

Статья 156 УК РФ предусматривает огромный штраф за жестокое обращение и уголовную ответственность, вплоть до лишения родительских прав.

Давайте же сегодня затронем данную тему со стороны законодательной и психологической.

Закон

Итак, что же говорит закон о нашей сегодняшней теме? Статья 156 УК РФ гласит, что забота о несовершеннолетних детях и подопечных целиком и полностью лежит на плечах родителей/опекунов.

При всем этом, необходимо обеспечивать правильное развитие деток и позволять им находиться в спокойной, уравновешенной атмосфере. Ненадлежащий уход карается законом.

Как правило, могут выписать огромный штраф с исправительными работами, но в некоторых случаях может последовать даже лишение родительских прав.

Если родителей у ребенка нет, то все обязанности переходят к бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам или же опекунам. Кроме того, родители и опекуны должны не только заботиться о своих несовершеннолетних детях, но и защищать их права и интересы. К сожалению, в современном мире складывается несколько иная ситуация. Давайте посмотрим, что творится в мире на самом деле.

Вечная проблема

Жестокое обращение с детьми – это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. По сути, ее быть не должно.

Взрослые люди самостоятельно решают завести ребенка – это важный шаг. Следует понимать, что вся ответственность за воспитание и поступки малыша будет лежать на плечах родителей.

А в случаях невыполнения своих обязанностей может последовать лишение родительских прав.

Вроде бы, все хорошо – решили, что сможете со всем справиться. Но вот рождается ребенок. И тогда приходит осознание того, что не все так гладко, как кажется. У малыша есть свои потребности, но с самого рождения он не может их выразить словами.

Вместо этого он плачет. Отсюда приходит раздражение, которое потом перерастает в жестокое обращение родителей с детьми. Такое поведение ломает жизнь ребенку и растит из него ущербную личность. Тем не менее, стоит понимать, что же такое “жестокость с детьми”.

Она бывает нескольких видов.

Мораль

Жестокое обращение с детьми может быть моральным. Оно, как правило, не влечет за собой никаких внешних и видимых побоев. Родители не кричат на несовершеннолетнего, не бьют его. Тем не менее, уход осуществляется ненадлежащим образом.

Проявляется в отсутствии соответствующего возрасту жилья, одежды, еды, внимания, заботы, медицинских услуг и так далее. Например, в семье довольно часто выявляются “несчастные случаи”. Кроме того, сюда можно отнести запущенный кариес, отсутствие прививок, чесотку, “тормоза” в развитии речи, веса и роста.

Задержка психического развития и неряшливая одежда – это тоже сигнал к тому, что в семье может осуществляться жестокое обращение с детьми.

Выявление моральной жестокости – дело довольно трудное. Здесь необходимо тщательно присматриваться к детям и их поведению.

Можно отметить гиперактивность, инфантилизм, сосание пальцев, раскачивание на стуле, неразборчивое дружелюбие или наоборот, нежелание общаться, замкнутость, постоянный поиск внимания или попытки “показать себя”, жестокость к животным, принятие на себя роли взрослого человека.

Правда, моральное насилие выявляется крайне редко. Да и встречается оно тоже реже, чем любой другой вид ненадлежащего ухода за несовершеннолетними.

Физическое насилие

Жестокое обращение с детьми, как правило, в открытую выявляется именно с проявлением физического насилия. Такой вид довольно трудно скрыть, так как при медицинском осмотре выявляются травмы, синяки, ссадины и прочие внешние повреждения. Это – наиболее распространенное явление, которое способна загубить жизнь ребенку и буквально “вогнать его в гроб”.

Физическим насилием можно назвать любое нанесение физических побоев ребенку. Сюда можно отнести драки, удары, пощечины, шлепки, оплеухи. Это – самые “мягкие” проявления плохого отношения к подопечным. Как правило, на этом проблема жестокого обращения с детьми не заканчивается.

Иногда можно отметить у детей и тяжелые повреждения, вплоть до сотрясений и серьезных переломов. Очень часто родители пытаются “списать” это на несчастный случай. Тем не менее, если в семье подобные “случаи” происходят уже не в первый раз, стоит обратить внимание на поведение ребенка и семейку в целом.

Очень часто проявлением физического насилия является и сексуальное насилие. Оно может проявляться как к подросткам любого пола, так и к совсем маленьким детям. Как правило, выявление жестокого обращения с детьми в данном случае будет сильно затруднено.

Малыши будут бояться, а то и вовсе не понимать, что происходит, а подростки, как правило, этого стыдятся. О физическом и сексуальном насилии в отношении ребенка обычно знают оба родителя. Один – совершает, а другой просто молчит.

Так что придется изрядно поработать, чтобы докопаться до истины.

Эмоции и воспитание

Среди всех видов насилия второе место по жестокости занимает эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми в эмоциональном плане – это вечная проблема, которую невозможно решить, и предотвратить довольно трудно.

Дело в том, что всем с самого рождения приписывают те или иные стереотипы. Всем детям говорят, что родителей необходимо всегда слушаться и выполнять то, что они говорят. Да, действительно, слушать их нужно, только если при этом не происходит ущемление прав и интересов самого ребенка. В противном случае личность не сможет правильно развиться и вырасти здоровой.

Из-за этих самых стереотипов родители начинают чувствовать власть над своим ребенком. Тут и появляется эмоциональное насилие.

Оно проявляется в “заставлении” ребенка делать то, что он категорически не хочет, унижении, угроз в адрес несовершеннолетнего, выдвижение к ребенку завышенных требований, ограничение в общении, требования жить “по правилам родителей” и так далее.

Очень часто эмоциональное насилие проявляется в тот период, когда ребенок вступает в переходный возраст. Здесь он уже начинает четко понимать, где его интересы задеты, начиная отстаивать свои права (причем вполне законно и обоснованно), а родители “подминают” его под себя.

Если ребенок вовремя не дает отпор, то насилие будет продолжаться вечно. А в случаях, когда подросток сумеет постоять за себя, общество, в большинстве своем, начинает “гнобить” ребенка. Получается замкнутый круг, из которого можно выбраться только тогда, когда человек наберется силы воли, чтобы противостоять современному обществу.

Группа риска

Для того чтобы могла реализоваться защита детей от жестокого обращения, необходимо сначала выявить подобное поведение. Как уже говорилось, сделать это довольно трудно. Существует некая “группа риска”, к которой необходимо присматриваться.

Жестокому обращению могут быть подвержены дети, где хотя бы один из родителей употребляет алкоголь и вообще имеет вредные привычки. Не обязательно, чтобы он “напивался в стельку”. Может быть, даже выпив, человек остается вполне адекватным. Тем не менее, присматриваться к таким семьям необходимо.

Также жестокое обращение с детьми довольно часто появляется там, где хотя бы один из родителей (или близких родственников) подвержен постоянным депрессиям и перепадам настроения. Не стоит путать это с женскими гормональными сбоями. Здесь речь идет о более серьезных “скачках”.

Очень частный признак, по которому можно выявить жестокое обращение – это патриархальный уклад семьи и контролирующий стиль воспитания. Как раз-таки данный уклад – это и есть жестокость с детьми, так как подавлять волю своего ребенка – это непозволительно. Каждый на законных основаниях имеет право на свои интересы и их отстаивание. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Кроме того, следует обратить внимание и на те семьи, где дети родились инвалидами, с наследственными или генетическими заболеваниями, а также если известно, что малыши были нежеланными. Это тоже довольно часто становится следствием жестокости в адрес несовершеннолетнего.

Последствия у детей

Но каковы могут быть последствия жестокого обращения с детьми? К сожалению, исход подобных действий обычно заканчивается плачевно. Давайте посмотрим, что же может произойти с ребенком, если к нему применяется любое насилие.

Во-первых, у него будут наблюдаться отклонения в развитии и росте. Такие дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. Кроме того, малыши выглядят зашуганными и стараются не приближаться лишний раз к своим родителям.

Кроме того, дети, в отношении которых применялось насилие, стараются избегать общества. Они имеют огромное множество страхов, порой необоснованных. Прежде чем начинать с кем-то дружить, ребята “спрашивают разрешения” у родителей.

Постоянные истерики, плохое поведение, низкая самооценка, плохая успеваемость – все это тоже следствие неправильного поведения в семье. Следует обратить внимание на таких детей.

У деток постарше может проявляться также черта “нежелания” слушаться. Причем, независимо от того, кто диктует правила – учитель или родитель. С детской точки зрения это вполне нормально – если все равно попадет, то почему необходимо плясать под чью-то дудку? Так хоть не будет столь обидно.

Гиперактивность и постоянное требование внимания в свой адрес – это тоже следствие жестокого обращения. Следует отвести ребенка к специалисту, чтобы тот вовремя помог справиться с проблемами, иначе последуют ужасные итоги.

Когда немного повзрослел..

А вот у ребят в более сознательном возрасте, особенно в подростковый период, жестокое обращение накладывает уже видимый и вполне серьезный отпечаток, который будет преследовать их всю жизнь. Давайте посмотрим, что же может произойти.

Для начала многие ребята, которые позволяли родителям проявлять жестокость в свой адрес, не прекратят плясать под их дудку никогда. Ни в 15 лет, ни в 20, ни в 40. Таким образом, личность ребенка и взрослого человека будет сломана.

Далее, ребенок не будет чувствовать себя счастливым. А ведь счастье малыша – это то, что должен обеспечить любой хороший родитель. Никому не хочется проживать чужую жизнь.

Кроме того, в мире нередки случаи детского и подросткового суицида. Это тоже один из исходов жестокости в отношении ребенка. Детская психика – вещь неуравновешенная, ее легко сломать.

Если родители – самодуры

Довольно часто последствия жестокого обращения с детьми переходят из поколения в поколение. Дело в том, что, если у малыша с детства родители – самодуры, то в конечном итоге он и сам станет таким. Или же, наоборот, вырастет зашуганным.

Итак, что же делать, если ваши родители заставляют жить вас так, как хотят они? Для начала, придется набраться терпения и сил – вам придется много выслушивать в свой адрес от родни и окружающих.

После этого оторвитесь от родительского дома и зависимости от старшего поколения. Это относится к любому возрасту. После – отстаивайте свои интересы, старайтесь поменьше контактировать с “источниками” жестокости и насилия.

В конце концов, поймите, что вы на законных основаниях имете право на собственную жизнь.

Откуда родом

Но откуда у родителей могут проявляться нотки жестокости и несправедливого обращения в адрес своих детей? Довольно часто – это психологические проблемы. Среди них можно выявить ряд основных причин.

Для начала, как уже говорилось выше, причиной подобного поведения может стать семья, в которой уже применялось насилие. Ребенок, с которым обращались жестоко, с большей вероятностью станет таким же самодуром, чем “забьется в угол”.

Кроме того, нереализованные мечты родителей – это тоже одна из причин проявления жестокости. Если, к примеру, человек чего-то не добился в жизни, то он или пытается реализовать свои планы через детей, проживая свою жизнь заново, или “срывается” на своих потомках.

Скверный характер – очередной пункт, который можно отнести к причинам жестокости. Как правило, таким свойством обладают избалованные дети или, наоборот, те, в адрес которых проявлялась несправедливость.

К причинам жестокого обращения с детьми довольно часто относят вредные привычки. Воздействие алкоголя, наркотических и психотропных веществ очень сильно меняет поведение человека, делая его неконтролируемым.

Жажда власти и ощущение контроля – это еще одна причина, по которой родители могут заставлять ребенка плясать под их дудку, при этом применяя все “методы воспитания”, которые, как им кажется, подходят для воспитания. Таким образом, причины жестокого обращения с детьми заключаются во вседозволенности и безнаказанности родителей, а также распространенных стереотипах.

Заключение

Как видите, жестокость в отношении несовершеннолетних детей – это огромная проблема современного общества. Если вы подозреваете, что в отношении какого-то малыша может применяться насилие, присмотритесь к этой семье и сообщите о своих подозрениях в органы опеки и попечительства. Они обязательно должны будут принять меры по устранению жестокости в адрес ребенка.

Малышу потребуется моральная и психологическая поддержка. Ребят, в отношении которых применялось насилие, следует водить на сеансы психотерапии. Там специалисты обязательно помогут справиться с проблемами, пока они не переросли во что-то более серьезное и намертво не засели в голове ребенка.

Источник:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/60-zhestokoe-obrashchenie-s-detmi.html
  • https://5psy.ru/obrazovanie/jestokoe-obraschenie-s-detmi-opredelenie.html
  • https://semejnyjyurist.ru/zhestokoe-obrashhenie-s-detmi.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий