Как получить швейцарское гражданство

 

Какие пути получения гражданства Швейцарии существуют сегодня? Особенности процедуры натурализации. Документы, необходимые для оформления статуса гражданина. Способы и условия заполнения и получения гражданства Швейцарии путем натурализации: преимущества. Пути получения в 2019 году и особенности процедуры. Документы, необходимые для оформления.

Новый законопроект

В 2014 году местные власти выработали новые условия предоставления швейцарского гражданства. Это произошло после нескольких лет бурных дебатов в парламенте. В итоге изменения в Закон о гражданстве поддержало большинство партий.

Пока что законопроект не вступил в юридическую силу. Ожидается, что новые правила начнут действовать в первой половине 2019 года. И с этого момента получить гражданство Швейцарии станет еще сложнее.

Основные изменения

Поправки подразумевают смену основного фактора для оценки ходатайства о натурализации. Главным критерием должно стать то, насколько хорошо иммигрант интегрирован в швейцарское общество. Раньше упор делался на то, как долго иностранец живет в республике. Под хорошей интеграцией понимаются:

  • Уважение конституционного строя.
  • Уважение общественного правопорядка.
  • Знакомство с местными правилами, устоями и традициями.
  • Отсутствие любых угроз для безопасности страны (как внутренней, так и внешней).

Высокая степень интеграции требуется также от супругов и зарегистрированных партнеров граждан Конфедерации. Не менее значимую роль играет умение изъясняться минимум на одном официальном языке (не только устно, но и письменно).

Кроме того, важнейшие изменения федеральных правил получения швейцарского гражданства подразумевают:

  1. Проживание в западноевропейском государстве не менее 10 лет. В данном вопросе произошло смягчение действующего 12-летнего режима. Однако осталось требование постоянно жить стране в течение 3 лет из 5, предшествующих подаче заявления на гражданство. Покидать державу допускается максимум на полгода.
  2. Пребывание на территории республики в качестве «временно принятого» засчитывается в 10-летний ценз только вполовину (на 5 лет).
  3. Пребывание в альпийской стране в возрасте от 8 до 18 лет засчитывается в 10-летний ценз вдвойне. То есть, если 13-летний иммигрант прожил в Конфедерации 5 лет, то в 18 он вправе получить гражданство Швейцарии.

Обязательное наличие постоянного вида на жительство (пермит C). Таким образом, за бортом натурализации окажутся обладатели ВНЖ

Эволюция швейцарского паспорта

Реформа правил натурализации

Необходимость изменений

Принятый в далёком 1952 году Федеральный закон Швейцарии о получении и потере швейцарского гражданства – даже несмотря на многочисленные дополнения и изменения – уже давно считался устаревшим.

В частности, за излишний формализм критике подвергалось правило о 12 годах общего пребывания на территории Швейцарии. Дело в том, что один иностранец даже после 12 лет проживания в Альпийской республике может быть менее интегрирован в швейцарское общество, чем какой-либо иной иностранец после всего лишь нескольких лет в Швейцарии. Другой пример касается кантональных различий. Многие политики указывали, что получить гражданство Швейцарии не может тот, кто в силу профессии должен часто менять место жительство внутри Конфедерации.

Чтобы привести состояние миграционного права Швейцарии в соответствие с современными реалиями, ещё в 2011 году правительство Швейцарии представило проект реформы. Тем не менее, вплоть до лета 2014 года камеры парламента (Национальный совет и Совет кантонов) продолжали играть в «политический теннис». Последний выражался в том, что они с завидным постоянством подавали друг другу, как мячик, обновлённый документ на согласование.

Шансы на успех обозначился в ноябре 2013 года, когда депутаты образовали так называемую согласительную комиссию. Она, как многие надеялись, должна была выработать взаимоприемлемый вариант к весне 2014 года. Правда, тогда единение о том, что же нужно, чтобы получить гражданство Швейцарии, также не было найдено. Почему?

Изначальные позиции парламентариев

По пермиту С

Постоянный вид на жительство в Швейцарии (форма для граждан ЕС/ЕАСТ). Графика: public domain

За 2011-2014 гг. обе палаты смогли выработать общую позицию по важнейшему пункту реформы. В случае вступления законопроекта в силу только обладатели пермита С (постоянного вида на жительство) смогут рассчитывать на гражданство Швейцарии.

До года такого ограничения не было. Это означало, что обладателям пермита В или даже Ф всё ещё была открыта дорога к красному паспорту с белым крестиком. Изменение статуса quo означает, что за бортом натурализации останутся временно принятые и те, кто не имеет работы*.

* Для не имеющих работы получение пермита С полностью не исключено. Однако, поскольку миграционные органы обычно выносят негативные решения в таких ситуациях, добиться выдачи ПМЖ возможно лишь через подачу жалобы. В одном из процессов против миграционного органа одного из восточно-швейцарских кантонов мне удалось со ссылками на практику Федерального суда успешно обосновать необходимость получения пермита С для моей временно безработной клиентки.

В рамках обсуждения нового закона применительно к требованию о ПМЖ министр юстиции Швейцарии Симонетта Соммаруга указала, что реформа должна установить режим, при котором получить гражданство Швейцарии смогут только хорошо интегрированные в общество лица. Для этой цели и было введено условие о постоянном виде на жительство.

По цензу оседлости

Другой важнейший элемент реформы – ценз оседлости в Швейцарии – до последнего служил главным яблоком раздора между парламентариями. Через сколько лет можно получить гражданство Швейцарии? Совет кантонов усматривал необходимость в снижении порога с 12 до 8 лет. Для Национального совета данное облегчение виделось слишком большим. Он был готов поступиться всего 2мя годами и сократить минимальную продолжительность проживания до 10 лет.

Ещё двумя спорными пунктами были вопросы:

  1. будет ли засчитываться в ценз проживание в статусе «временно принятых» и
  2. останется ли правило, что для молодых людей срок пребывания в промежутке между 10ю и 20ю годами удваивается.

Национальный совет выступал за упразднение данных послаблений; Совет кантонов – за их сохранение.

Сближение позиций

По общему цензу оседлости

Зал заседаний Совета Кантонов, г. Берн. Графика: Parlamentsdienste der Bundesversammlung

Как это у нас часто бывает, принятие закона достигается компромиссом. В данном случае, Совет кантонов пошел на уступку Национальному совету. 22 голосами против 20 первый высказался за 10летний ценз оседлости в Швейцарии.

Другой уступкой Совета кантонов стало общее требование о том, сколько иностранец должен прожить на территории соответствующего кантона, чтобы удовлетворить местные требования. По согласованной версии реформы, кантоны смогут устанавливать ценз от 2 до 5 лет.

По уровню знания языка

Также был достигнут компромисс по уровню знания языка, минимально необходимому, чтобы получить гражданство Швейцарии. По согласованной версии реформы, кандидат должен хорошо уметь письменно и устно изъясняться на хотя бы одном из национальных языков Швейцарии. В итоге требования к языку были повышены.

По «двойному исчислению» и «временно принятым»

Достичь согласия удалось и по вопросу об исчислении ценза оседлости для молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. А также о том, следует ли включать в срок пребывания в Швейцарии время проживания в качестве «временно принятого».

Применительно к первому пункту депутаты решили сдвинуть рамки для удвоенного подсчёта ценза на 2 года вниз – до 8-18 лет. По «временно принятым» был достигнут компромисс, что их пребывание в Швейцарии будет засчитываться лишь наполовину. Более подробно – см. ниже.

Голосование

Зал заседаний Национального совета, г. Берн. Графика: Swiss Federal Parliamentary Service

За окончательную редакцию швейцарского Закона о гражданстве в Национальном совете проголосовали 135 депутатов «за», 60 «против» при 2 воздержавшихся; Совете кантонов – 29 «за», 12 «против» при 4 воздержавшихся.

Таким образом, парламент Швейцарии завершил реформу миграционного права Швейцарии, касающуюся натурализации.

Отсутствие референдума

Любой швейцарский федеральный закон подлежит факультативному референдуму. Т.е. в случае с Федеральным законом о гражданстве от 2014 года возможен был сценарий, что его могли бы отклонить на голосовании швейцарцы. В таком случае старые правила, о которых я писал в начале статьи, в случае негативного референдума могли бы остаться релевантными.

Тем не менее, изменение условий получения швейцарского гражданства нашло поддержку у большинства политических сил. Летом 2014 года только Социал-демократическая партия допускала сбор подписей за организацию референдума против нового закона. Однако и она в конечном итоге оставила данную идею нереализованной.

Соответственно, из-за отсутствия референдума ничего не мешало реформе быть принятой. Несколько позже Федеральный совет (правительство) установил 1 января 2018 года в качестве даты вступления нового Федерального закона в юридическую силу.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://turdocs.com/immigration/grazhdanstvo/kak-poluchit-v-shveicarii.html
  • https://business-swiss.ch/grazhdanstvo-shvejtsarii-poluchit/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий