Когда был принят закон об образовании

 

Новый закон об образовании 273-ФЗ: последняя редакция федерального закона РФ об образовании 2019 с изменениями, основные положения, все статьи закона. История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

История принятия закона «Об образовании в Российской Федерации»

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят в декабре 2012 года. Его принятие было обусловлено необходимостью. Старый закон не удовлетворял кардинально изменившимся потребностям общества и образования в частности. Наблюдался очевидный разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее потребностями.

В законодательной базе были пробелы, она не охватывала многих новых направлений и явлений образования. К таким белым пятнам относились:

  • электронные образовательные ресурсы;
  • оказание коммерческих (платных) образовательных услуг;
  • процесс взаимодействия образовательных и прочих организаций;
  • деятельность негосударственных образовательных учреждений;
  • административные ограничения, налагаемые старым законом;
  • статус образовательных программ.

Путь нового закона «Об образовании в РФ» был сложным и тернистым. Почти год, начиная с декабря 2010 года, обсуждалась концепция закона, вносились предложения, замечания. В августе 2011 года новый закон был согласован работниками образования на специальном совещании. После этого закон был передан в Государственную Думу и обсуждения продолжились уже там. Параллельно рассматривался законопроект «О народном образовании», предложенный коммунистами. Но уже в первом чтении он был отклонен. Данный законопроект не учитывал возможности региональных бюджетов и новый путь, на который уже ступило образование в нашей стране. Закон об образовании был принят Государственной Думой только в третьем чтении в декабре 2012 года.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Нормативные последствия принятия закона

После вступления закона в силу прекратили свое существование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Федеральный закон №273 стал базовым, регламентирующим правовую часть системы образования. Для приведения в соответствие с ним уже существующих нормативных актов Государственной Думой в 2013 году был принят еще один закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в РФ".

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
Глава 1 Общие положения закона
  • Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
  • Статья 4 Правовое регулирование отношений в сфере образования
  • Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
  • Статья 6 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
  • Статья 7 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
  • Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
Глава 2 Система образования
  • Статья 10 Структура системы образования
  • Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
  • Статья 12 Образовательные программы
  • Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ
  • Статья 14 Язык образования
  • Статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ
  • Статья 16 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Статья 17 Формы получения образования и формы обучения
  • Статья 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  • Статья 19 Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  • Статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
  • Статья 25 Устав образовательной организации
  • Статья 26 Управление образовательной организацией
  • Статья 27 Структура образовательной организации
  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)
  • Статья 33 Обучающиеся
  • Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37 Организация питания обучающихся
  • Статья 38 Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
  • Статья 39 Предоставление жилых помещений в общежитиях
  • Статья 40 Транспортное обеспечение
  • Статья 41 Охрана здоровья обучающихся
  • Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Статья 43 Обязанности и ответственность обучающихся
  • Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Глава 5 Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 46 Право на занятие педагогической деятельностью
  • Статья 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
  • Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников
  • Статья 49 Аттестация педагогических работников
  • Статья 50 Научно-педагогические работники
  • Статья 51 Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
  • Статья 52 Иные работники образовательных организаций
Глава 6 Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
  • Статья 53 Возникновение образовательных отношений
  • Статья 54 Договор об образовании
  • Статья 55 Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
  • Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
  • Статья 57 Изменение образовательных отношений
  • Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся
  • Статья 59 Итоговая аттестация
  • Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
  • Статья 61 Прекращение образовательных отношений
  • Статья 62 Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Глава 7 Общее образование
  • Статья 63 Общее образование
  • Статья 64 Дошкольное образование
  • Статья 65 Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 66 Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
  • Статья 67 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
Глава 8 Профессиональное образование
  • Статья 68 Среднее профессиональное образование
  • Статья 69 Высшее образование
  • Статья 70 Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
Глава 9 Профессиональное обучение
  • Статья 73 Организация профессионального обучения
  • Статья 74 Квалификационный экзамен
Глава 10 Дополнительное образование
  • Статья 75 Дополнительное образование детей и взрослых
  • Статья 76 Дополнительное профессиональное образование
Глава 11 Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
Глава 12 Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Статья 98.1 Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
  • Статья 89 Управление системой образования
  • Статья 90 Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Статья 91 Лицензирование образовательной деятельности
  • Статья 92 Государственная аккредитация образовательной деятельности
  • Статья 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Статья 94 Педагогическая экспертиза
  • Статья 95 Независимая оценка качества образования
  • Статья 95.1 Независимая оценка качества подготовки обучающихся
  • Статья 95.2 Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 96 Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
  • Статья 97 Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
  • Статья 98 Информационные системы в системе образования
Глава 13 Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
  • Статья 99 Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
  • Статья 100 Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
  • Статья 101 Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
  • Статья 102 Имущество образовательных организаций
  • Статья 103 Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
  • Статья 104 Образовательное кредитование
Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образования
  • Статья 105 Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
  • Статья 106 Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
  • Статья 107 Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Глава 15 Заключительные положения закона
  • Статья 108 Заключительные положения
  • Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
  • Статья 110 Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
  • Статья 111 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/zakon_rf_ob_obrazovanii_/
  • http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  • https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/prinjatie-zakona-rf-ob-obrazovanii/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий