С какого возраста ребенок

 

До какого возраста дети считаются детьми? Данный вопрос интересует многих людей. Но чаще всего мнения разделяются. Детьми являются все граждане нашего государства, не достигшие совершеннолетия. Тем не менее, существуют некоторые исключения, которые позволяют детям стать взрослыми до 18 лет. Об этом более подробно будет рассказано в настоящей статье. Определение понятия несовершеннолетние дети согласно Семейному кодексу Российской Федерации. Каков возраст до которого человек считается ребенком?

Получение паспорта в 14 лет

По достижении ребенком 14-летнего возраста, то есть в тот момент, когда понятие «малолетний» теряет свою юридическую силу, он обязан получить паспорт РФ. Срок получения документа ограничен 30-ю днями с момента наступления дня рождения. Ребенок должен иметь российское гражданство. Перечень документов, необходимых для оформления документа следующий:

  • оригинал свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий гражданство;
  • 2 фотографии;
  • квитанция об оплате гос. пошлины;
  • заявление на выдачу паспорта.

Ответ на вопрос: «До какого возраста дети малолетние?» можно перефразировать следующим образом: до тех пор, пока не получат паспорт.

В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

  1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
  2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
  3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
  4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.
Полезно: Календарь развития шестимесячного ребенка

Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

  • Стопы ставятся параллельно друг другу.
  • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
  • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
  • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.

Специалисты рекомендуют родителям не зацикливаться на падениях детей. Ребенок должен научиться подниматься самостоятельно, без помощи и поддержки.

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Возраст детей

Фото 2


Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.

В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:

  • новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
  • грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
  • преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
  • дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
  • младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
  • непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.

В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.

Дети раннего возраста (новорожденный, грудничок)


К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.

Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.

Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).

Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.

Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году грудничок сохраняет один-два дневных сна.

Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.

Дети младшего возраста


Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.

В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.

Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.

Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.

До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).

Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.

Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.

Дети среднего возраста


Средний или дошкольный детский возраст ребенка – это временной период с 3 до 6-7 лет (в среднем 7). В свою очередь, он подразделяется на средний и старший дошкольный возраст детей, 3-5 и 5-7 лет, в соответствии с физическим, психическим и интеллектуальным темпом развития ребенка.

В этом возрасте у детей начинается углубление рельефа лица. Вытягиваются конечности, замедляется набор массы тела, отмечается физиологическое вытяжение: прибавка в росте значительно преобладает над прибавкой в весе. Начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных. Достигает основной зрелости иммунная система, заканчивается дифференциация развития, формирования внутренних органов, в частности, начинает активно функционировать поджелудочная железа (именно ее поздним началом активной выработки инсулина объясняется необходимость ограничения пищи с высоким гликемическим индексом до в питании детей среднего возраста до 5-6 лет).

Крупная моторика достаточно хорошо развита, идет процесс совершенствования мелкой моторики, координации тонких движений, подготовка к рисованию и письму.

С трех лет дети среднего возраста начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов и манипуляций ими на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников.

В норме к 5 годам дети среднего возраста свободно разговаривают на родном языке. Развивается интеллект, память, с трех лет начинается полоролевая идентификация, влияющая на предпочтения в занятиях, играх, выражении личного отношения к окружению.

Дети старшего возраста


Дети старшего возраста – как правило, ученики школ 1-5-х классов, от 7 до 11-12 лет. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому. Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат процесс формирования уже в следующем периоде.

Заканчивается смена зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги, значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Таблица возраста детей

Классическая таблица возраста детей описывает общепринятые стандарты наименования этапа развития в соответствии с биологическим возрастом ребенка и используется обычно для определения среднего возраста ребенка при зачислении в дошкольные и общеобразовательные детские учреждения. В педиатрических таблицах возраста детей ориентируются на достижение возрастного этапа (0-1 месяц как период новорожденности, 1-12 месяцев – возраст грудничка), как для ориентации соответствия физиологическим показателям малышей средним нормам, так и в юридических целях, например, для выделения «дня грудничка» в поликлиниках, а также при составлении национального и индивидуального календаря вакцинации.

Таблицы возраста детей наиболее востребованы для оценки физиологических параметров и связаны с динамикой набора массы, характеристикам прироста в сантиметрах длины тела, объемов головы, груди.

Фото 2

Взрослый, которому нет 18

До какого возраста дети считаются детьми? По закону, в Российской Федерации – до своего совершеннолетия, то есть до 18 лет. До этого момента гражданин считается ребенком, которого полностью должны обеспечивать его родители или другие лица, наделенные законом правами и обязанностями последних. Тем не менее, в наше время многие граждане с 16 лет начинают работать в организациях по трудовому договору. А также, с согласия своих родителей, заниматься предпринимательской деятельностью.

Здесь необходимо сказать о таком понятии, как "эмансипация". Она представляет собой возможность 16-летнему гражданину стать взрослым и нести правовую ответственность. Для этого ему нужно работать или заниматься коммерческой деятельностью с разрешения законных представителей.

Данный вопрос может решить суд или органы опеки, если родители обратятся к ним с соответствующим заявлением. Согласие несовершеннолетнего обязательно. После того как гражданин будет эмансипирован, его законные представители уже не должны отвечать по его обязательствам.

Фото 3

Обязанности детей малолетнего возраста

Следующий вопрос, который необходимо прояснить, касается того, до какого возраста малолетние дети не имеют обязанностей. Вообще, весь период с 0 до 14 протекает под девизом «Больше прав и меньше обязанностей». Тем не менее, первые юридические обязанности появляются у ребенка в тот момент, когда он начинает посещать начальную школу. Дошколятам обязанности устанавливают родители и другие члены семьи. Здесь следует говорить об уважении к старшим и домашних бытовых обязанностях, к которым ребенка необходимо приучать как можно раньше. А с 6,5 - 7 лет у ребенка появляются следующие юридические обязанности:

  • ежедневное посещение школы;
  • соблюдение устава школы, где прописаны все права и обязанности учащихся и учителей;
  • участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий;
  • бережное отношение к школьному имуществу (родителям следует помнить, что за порчу школьного имущества они несут непосредственную ответственность);
  • соблюдение правил внутреннего распорядка школы;
  • уважение чести и достоинства всех членов школьного сообщества.

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Подростковый возраст

Начало подросткового возраста с физиологической точки зрения происходит в 12 лет. У юристов свое определение. На вопрос о том, до какого возраста ребенок малолетний по закону, каждый правовед ответит – до 14. А после он становится по закону несовершеннолетним подростком. Подросток получает паспорт, может начать официальную трудовую деятельность с заведением трудовой книжки, открыть в банке счет и карту на свое имя, получать заработную плату безналичным способом, обращаться в суд, участвовать в приватизации. За неправомерные действия его ожидает административная и уголовная ответственность.

Фото 4

Что такое несовершеннолетие

Права и свободы, которые гарантируются Конституцией РФ, в одном и том же количестве относятся к взрослым и ребенку.

Различия обуславливаются лишь тем, что дети не обладают возможностью обеспечить сами условия проживания в силу физической недееспособности и незрелости в психологическом плане.

Именно из-за этого государственные органы дают гарантию заботы, защиты и охраны жизни и здоровья.

До какого возраста дети считаются несовершеннолетними? Несовершеннолетием признается период жизни от 14 до 18 лет. Вопрос о том, кем является ребенок до наступления четырнадцати лет, возникает довольно часто.

Поэтому, отвечая на вопрос, до возраста скольких лет ребенок считается малолетним, законодательство отвечает – до наступления четырнадцатилетнего возраста.

По достижению восемнадцати лет законодательство связывает понятия полной дееспособности и приобретение гражданских и политических прав человека. Так до скольки лет ребенок считается несовершеннолетним? По общим законам, совершеннолетие наступает только в 18 лет, но законодательство может привести и иные примеры. Подробнее об этом читайте здесь.

Начиная с восемнадцатилетнего возраста, человек может водить машину, заключать семейный союз, занимать должности на службе у государства, участвовать в выборах.

Следовательно, совершеннолетие означает полную возможность человека реализовывать свои правовые преимущества и обязанности, а также нести ответственность за свои деяния.

Многие граждане задаются вопросом, до какого возраста человек считается ребенком? Ребенок – это лицо в возрасте до восемнадцати лет, который находится под защитой государственных органов и официальных опекунов (родителей, родственников, попечителей).

Важно. При наступлении совершеннолетия человек приобретает имущественную, гражданскую, уголовную, административную и другие виды ответственности.

К примеру, возрастом, по которому человек несет уголовную ответственность, является 16 лет. Но, до наступления совершеннолетия ее нельзя обозначить как полную, предусматривается огромное количество поблажек и ограничений.

Совершеннолетие не во всех случаях определено возрастом. Помимо этого, есть два фактора обретения дееспособности до наступления возраста восемнадцати лет:

  1. Вступление в законный брак.
  2. Эмансипация.

Невзирая на то, что возраст, с которого разрешен брак, по СК РФ наступает вместе с исполнением 18 лет, из этого правила имеются также исключения.

При имеющейся уважительной причине, жениться с разрешения субъекта федерации можно уже в шестнадцать лет при беременности невесты.

Что такое дееспособность и чем она различается от совершеннолетия

 В первую очередь, дееспособность стоит определить по нескольким показателям:

  • она зависит от двух факторов – возраста и состояния психики человека (если человек не способен отвечать за свои деяния и страдает психическим заболеванием, он не признается дееспособным);
  • она отделяется от личности (человек может признаваться недееспособным по заявлению судебных приставов);
  • она может делегироваться совершенно иному лицу (к примеру, продажа долговых обязательств или же передача долгов другому гражданину).

Дееспособность различается от совершеннолетия:

  1. Моментом возникновения.
  2. Возможностью ограничения.

Данные отличия появляются из отношения двух определений к субъекту права. Помимо этого, данные определения отличаются по содержанию.

Совершеннолетие представляет собой возможность обладать правами и нести обязанности.

Возраст наступления совершеннолетия не может уменьшаться. Но законодательство в этом случае учитывает психологические и физические характеристики людей, которые по состоянию здоровья не способны полностью отвечать за собственные деяния.

Подобные граждане могут ограничиваться в дееспособности или признаваться недееспособными с установлением попечительства или опекунства над ними.

Узнайте больше о правах и обязанностях опекуна недееспособного человека.

Именно поэтому, отвечая на вопрос, до скольки лет ребенок считается ребенком, многие отвечают – до 18 лет. Но, стоит учесть все обстоятельства и детали для рассмотрения данного вопроса.

Когда дееспособность человека не является полной, представление его интересов возложено на иных лиц (опекунов, попечителей, родителей). Стоит учесть, что совершеннолетие на других граждан не переносится.

Таким образом, совершеннолетие и дееспособность являются правовыми определениями, которые характеризуют статус лица через возможность обладать правами и нести ответственность за собственные деяния. Главное их отличие заключается в содержании понятий, ситуации возникновения и в ограничениях.

Права малолетних детей

Фото 6

Детям с раннего возраста необходимо внушать понятие гражданина, рассказывать ему о его правах, в наглядной и доступной форме доносить информацию о том, что наряду со взрослыми он должен нести определенные виды ответственности. Права детей можно разделить на несколько видов: имущественные, неимущественные и зависящие от возраста. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественные права включают в себя следующее:

  • материальное содержание от родителей, других членов семьи;
  • пособия, предусмотренные законом, в том числе материнский капитал;
  • собственные доходы, имущество, приобретенное на них;
  • совместное проживание с родителями, совладение общим имуществом.

Неимущественные права включают в себя:

  • владение фамилией, именем, отчеством;
  • возможность получать образование в дошкольных, средних, специальных, высших учебных заведениях;
  • охрана здоровья;
  • жизнь в семье и общение с родственниками;
  • организация отдыха и досуга;
  • выражение собственного мнения;
  • соблюдение интересов и защита прав.

Возраст ­– это еще один критерий, влияющий на увеличение и расширение детских прав:

  • В 2 месяца у новорожденного появляется право на дошкольное образование.
  • С 6-летнего возраста ребенок вправе совершать мелкие бытовые и направленные на безвозмездное получение выгоды сделки и самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему родителями или законными представителями.
  • 6,5 лет – возраст, когда у ребенка появляется право на получение начального образования в школе.
  • В детские общественные объединения ребенок может самостоятельно вступать в возрасте 8 лет.

Интересуетесь тем, до какого возраста малолетние дети в РФ не могут выражать свое мнение? До 10 лет. А вот после они имеют право на:

  • выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы;
  • решать, с кем из родителей он хочет проживать после расторжения брака;
  • соглашаться или нет с изменением своих фамилии, имени, отчества;
  • участвовать в восстановлении родительских прав;
  • соглашаться или нет со своим усыновлением, передачей в приемную семью, назначением опекуна.

Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.

Уголовная ответственность детей

Уголовная ответственность по общим правилам наступает по достижению гражданином 16 лет. Об этом гласит ст. 20 УК РФ. Тем не менее в некоторых случаях к ответственности могут быть привлечены граждане 14-летнего возраста. К таким преступлениям относятся:

- умышленное лишение жизни человека;

- нанесение увечий и тяжкого вреда здоровью;

- сексуальное насилие;

- кража, разбой, грабеж, вымогательство;

- участие в террористическом акте и захват заложников;

- похищение человека;

- вандализм;

- угон транспорта и порча путей сообщения.

В том случае, если из-за уровня психического развития несовершеннолетний в момент осуществления преступного деяния не осознавал всю опасность своих действий, он не подлежит уголовному преследованию и ответственности за содеянное.

Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики


Детский возраст ребенка – это период от рождения до начала пубертата, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детского возраста ребенка основываются на этапах его биологического и психического взросления. Однако при поступлении в школу можно точно провести границу – воспитанник детского сада, ребенок старшего дошкольного возраста становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу – 7 лет. Рекомендованный специалистами и стандартный для российских школ возраст первоклассника находится в пределах 6,5 – 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и готовности дошкольника возраст может быть как снижен (но не ранее 6 для первого класса), так и повышен.

Начало обучения в школе – важный этап для детей, символизирующий смену ведущей деятельности. Готовность к этому этапу формируется в течение всего преддошкольного периода развития и определяется психологами и педагогами перед зачислением в учебное заведение.

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – малыши от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Это возраст детей наиболее чувствителен к развивающим и воспитательным методикам благодаря активному формированию психики, личностных особенностей и процессу социализации в обществе. Родители для детей дошкольного возраста являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала педагог, а потом – сверстники), и могут оказывать как максимально положительное, так и ярко отрицательное влияние на растущую личность в зависимости от стиля воспитания и примера, демонстрируемого ребенку.

Особенности детей дошкольного возраста


Первое, что отмечают родители в особенностях детей дошкольного возраста, – становление самостоятельности, стремление отделить свое Я от Мы (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается, как кризис трехлетия, когда ребенок начинает пытаться изменить свою позицию и прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное самому и испытать гордость за свои достижения.

Из этой позиции формируется и новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Оно развивается в двух направлениях: социальная вертикаль, выражающая восприятие малышом мира старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В особенности детей дошкольного возраста также входят активная коммуникативная деятельность в речевой и невербальной форме, развитие чувственного познания, зачатки аналитического и формирование наглядно-образного мышления.

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте трансформируется в зависимости от личностной зрелости, партнера по совместному времяпрепровождению и социального восприятия. Начиная с предметных манипуляций, к школьному возрасту малыш проходит стадию игровой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и готовится к смене ее на учебную.

Мотивирующая деятельность ребенка в дошкольном возрасте сила во взаимодействии со взрослыми сначала, в 3 года, имеет деловую направленность: стремление выявить и понять, что и каким образом делают взрослые, подражать им, чтобы стать взрослее и иметь возможность также управлять реальностью. В среднем к 4-м годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, с взаимодействием на предметно-игровой основе.

Начинают развиваться отношения с ровесниками, ребенок «открывает» для себя других детей в качестве субъекта с самостоятельными мотивами к действию. Сначала понемногу, в эпизодических предметно-игровых действиях, дети дошкольного возраста постепенно выделяют своих сверстников и к концу дошкольного периода предпочитают их в качестве партнеров по ведущей в данном периоде игровой деятельности.

Ролевая игра, как яркое выражение социальных устремлений ребенка, помогает ему удовлетворять свои социальные потребности. Она же способствует развитию различных техник замещения: одного предмета другим, своей социальной роли на иную, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «примеряют» на себя роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которых в силу возраста не могут пока попасть и совершенствуют реакцию психики на нестандартные происшествия, это также особенности детей дошкольного возраста.

Готовность к школе: средний возраст детей


Средний возраст детей при поступлении в школу составляет 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости головного мозга, сформированности его структур и функций.

В некоторых странах, например, в США, начало учебного процесса стартует в 4 года, что смущает часть родителей. Однако данное обучение хотя и проводится чаще всего в школьном комплексе, но по направленности и организации процесса больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и именуется preschool – «дошкольное», «перед школой».

Средний возраст детей для погружения в учебный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической готовности ребенка. Они не включают в себя умение читать и писать, это определенные стадии сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. Оценивают при тестировании готовности к школе также эмоционально-волевую сферу детей, фонематический слух, мелкую моторику, познавательный интерес и базовые знания, рассматривают, какая ведущая деятельность превалирует у дошкольника, готов ли он к смене игровой деятельности на учебную. Также немаловажный фактор – способность ребенка к отделению от значимого взрослого, самостоятельной деятельности и к восприятию педагога как авторитетной личности.

Дети, не достигнувшие необходимого уровня развития, не рекомендуются к началу обучения, это не просто скажется на отметках и усвоении знаний, но может значительно снизить мотивацию ребенка, повлиять на его психоневрологическое и физическое здоровье. Средним возрастом детей при поступлении в учебное заведение руководствуются для начала тестирования готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по отсрочке, необходимости дополнительных развивающих, коррекционных занятий принимают на основании психологического тестирования.

Дети школьного возраста

Дети школьного возраста отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, умением выделять части и целое, более развитым образным мышлением, способностью, например, мысленно расположить предметы по размеру и иным характеристикам. Анализ, синтез, понимание принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность учитывать две и более переменных при оценке отличают детей школьного возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще плотно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут размышлять и рассуждать только о знакомых вещах, хотя и способны расширять умозаключения от конкретных к возможному сценарию. По окончании начальной школы у детей школьного возраста начинает активно развиваться стадия формальных операций мышления, знаменуя переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому.

Ведущая деятельность младших школьников


Ведущая деятельность младших школьников – учебная. Она характеризуется следующими параметрами: результативности, обязательности, произвольности. Основы данного вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, ученая задача, контроль и оценка – основные компоненты, в соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.

Нередко путают оценку деятельности и отметку за выполнение действий. Показательно экспериментальное обучение Ш.Б. Амонашвили: дети могут обучаться без оценок, и делать это охотно и успешно, однако отсутствие системы отметок за выполнение заданий не означает отсутствие оценок. Оценивать, насколько прогресс ребенка соответствует его темпу и общепринятым нормам, возможно без применения отметок, что и используется в данное время в первых классах средних образовательных школ России.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/do-kakogo-vozrasta-deti-maloletnie-po-zakonu.html
  • http://agushkin.ru/razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-xodit.html
  • https://newbabe.ru/razvitie/grudnichok-do-kakogo-vozrasta.html
  • https://medaboutme.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/vozrast_detey/
  • https://www.syl.ru/article/301852/do-kakogo-vozrasta-deti-schitayutsya-detmi-otvetstvennost-detey-za-pravonarusheniya
  • https://101jurist.com/semejnyj-kodeks/do-kakogo-vozrasta-deti-v-rossii-schitayutsya-nesovershennoletnimi.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий